Адаптация глаза при ослеплении водителя

Человеческий глаз представляет собой сложную оптическую систему, сходную с фотоаппаратом. Процесс видения основан на том, что свет, излучаемый рассматриваемым предметом, производит соответствующее раздражение в светочувствительной сетчатке глаза. Практически в поле зрения всегда находятся различные предметы, одни из которых являются фоном для других. При этом обязательным условием хорошей видимости предмета является неодинаковое излучение (отражение) света рассматриваемым предметом и фоном, на котором он находится, т. е. наличие контраста между рассматриваемым предметом и его фоном. При отсутствии достаточной контрастности возникает эффект маскировки, т. е. рассматриваемый предмет, несмотря на достаточную освещенность, остается практически невидимым.

Например, в сумерки и темное время суток нередко наблюдается маскировочное сочетание одежды пешеходов и окружающего их фона (растительность по краям дороги), из-за которого водитель не видит пешехода в темной одежде, идущего по краю проезжей части или по обочине.

При большой контрастности, но малой освещенности наблюдается так называемая «силуэтная» видимость, при которой освещенность недостаточна для того, чтобы нормально видеть предмет за счет отражаемого им света, но глаз способен различать контуры (силуэт) темного Предмета на световом фоне или светлого предмета на темном фоне. Водители нередко видят силуэты в условиях неправильного искусственного освещения в темное время суток. При этом утрачивается глазомерная оценка расстояний, а кроме того, время, требующееся для распознавания предметов по их силуэтам, значительно больше, чем при нормальном освещении.

Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Глаза человека очень чувствительно приспосабливаются к освещенности путем рефлекторного (подсознательного) изменения размера проходного отверстия аналогично изменению отверстия в диафрагме фотографического аппарата. При уменьшении освещенности зрачки расширяются, при увеличении силы света - уменьшаются. Этот процесс носит название адаптации глаза, т. е. приспосабливания.

Процесс адаптации глаза к условиям освещенности происходит не сразу, а требует некоторого промежуточного времени, при определенных условиях довольно значительного. Временем адаптации объясняется, например, то, что человек при переходе от яркого освещения к темноте некоторое время ничего не видит и лишь, затем начинает постепенно различать окружающие предметы, в первую очередь имеющие светлую окраску. Каждый водитель должен помнить, что указанное свойство человеческого зрения представляет собой, угрозу безопасности движения во всех случаях, когда имеется быстрый переход от большой освещенности к малой (например, при выезде с хорошо освещенной улицы на плохо освещенную, на загородных дорогах при переключении с дальнего света на ближний и т. д.). В таких случаях для обеспечения безопасности нужно резко снизить скорость движения, а в случае необходимости остановиться.

При неравномерном освещении, когда неудачная конструкция или неправильное размещение источников света вызывает на поверхности дороги световые пятна, разделенные темными полосами, водитель может не увидеть предмета, представляющего опасность, в темном провале между пятнами света.

Особенно опасно ослепление водителя, возникающее при переходе от малой освещенности к большой. В условиях малой освещенности зрачки глаз сильно расширены, и при резком увеличении освещенности светочувствительные элементы оказываются перегруженными, в результате чего глаза на некоторое время полностью или частично утрачивают способность видеть, т. е. наступает временная слепота. Причиной ослепления водителя могут быть свет встречных автомобилей, солнце, яркий свет из окна дома и т. д. Для сильного ослепления любого человека, долго находившегося в темноте, достаточно даже света зажженной спички.

Каждый водитель должен пользоваться осветительными приборами своего автомобиля таким образом, чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей. При этом следует помнить, что многократные переключения света («мигание светом») неблагоприятно воздействуют на зрение не только водителей встречных автомобилей, но также и на зрение пешеходов, идущих по дороге в обоих направлениях.

При вождении автомобиля в условиях малой освещенности водителю требуется больше времени для распознавания многочисленных предметов, составляющих дорожную обстановку. Это одна из причин того, что в темное время суток следует ездить медленнее, чем при дневном освещении.