Другие ощущения и восприятия водителя

Ощущение равновесия

Изменение скорости и направления движения воспринимается также органом ощущения равновесия (вестибулярным аппаратом). Эти ощущения возникают при торможении, разгоне и на поворотах. В частности, ощущения, возникающие при быстрых поворотах, дают возможность опытным водителям точно оценить предельную скорость, превышение которой вызовет занос или опрокидывание автомобиля.

С органом ощущений равновесия связано еще одно психофизиологическое явление. При длительной езде с частым изменением скорости или направления движения, как, например, при езде по горным дорогам, у ряда людей возникают ощущения головокружения и тошноты, как при морской болезни. Правда, у водителей эти явления проявляются реже, чем у пассажиров. Однако следует заметить, что специальные тренировки резко снижают отрицательный эффект смены частых ускорений.

Кожные и суставно-мышечные ощущения

Другим видом ощущений являются кожные и суставно-мышечные ощущения. Водителю постоянно приходится манипулировать рычагами управления. Для этого ему необходима информация о направлении и скорости движения рычагов, о размахе движений и применяемых при этом усилиях. Обо всем этом он получает информацию посредством суставно-мышечных ощущений и кожных ощущений прикосновения и давления. Необходимыми для водителя являются также ощущения величины и направления реакции опоры.

Слуховые ощущения водителя

К слуховым ощущениям относятся:

  1. Острота слуха. Нормальные пороги различимости слуховых ощущений позволяют водителю ясно слышать передаваемые или принимаемые им звуковые сигналы.
  2. Выделение характеристик тембров из фона. От нормального развития этой способности зависит выделение из шумового фона звуков, сигнализирующих об опасности. Эта же способность помогает водителю различать по характеру шума работу двигателя, его неисправности.
  3. Локализация звуков. Способность правильно определять направление и место, откуда слышен звуковой сигнал, обеспечивается нормальной парной работой правого и левого уха. Если звуковой сигнал подан справа от идущего автомобиля, то он быстрее доходит до правого уха, а затем до левого. Это позволяет водителю определить место подачи звукового сигнала, своевременно предупреждая его об опасности, которую он еще не видит.

Восприятие времени и движения

Водителю при управлении автомобилем, как уже упоминалось выше, постоянно приходится оценивать не только направление и скорость движения, но и длительность тех или иных промежутков. Так, например, часто приходится определять, за какое время какой-либо перемещающийся с данной скоростью объект пройдет данное расстояние. Оценка времени, за которое какой-либо автомобиль освободит проезжую часть по направлению движения, является необходимой для принятия решения о том, можно ли продолжать движение с данной скоростью или следует ее снизить вплоть до остановки. Таким образом, для водителя очень важно уметь оценивать небольшие интервалы времени.

Статистика и каталоги



Рейтинг@Mail.ru

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.