Направленность внимания и переключение взора водителя

Вследствие ограниченных возможностей зрения, водитель должен направлять свой взор так, чтобы в каждый данный момент наиболее отчетливо видеть те объекты, от которых в наибольшей степени зависит безопасность движения.

Такими объектами является полоса движения с появляющимися на ней препятствиями. При небольшой скорости движения взор следует направлять ближе, т.е. под большим углом к дороге. При большой скорости движения помеха для движения должна быть замечена раньше, чтобы водитель имел достаточно времени для принятия мер, например, торможения.

Однако опасность может возникнуть сзади или сбоку (например, движущийся позади на слишком малой дистанции автомобиль или пешеход, внезапно появившийся справа или слева).

Водитель должен смотреть не только вперед, но и по сторонам, и в зеркало заднего вида. Такая необходимость возникает в различных случаях, например, при подъезде к нерегулируемому перекрестку или при повороте.

Бинокулярное (двухглазное) поле зрения человека равно примерно 120°. Этого достаточно для того, чтобы точно воспринимать обстановку на проезжей части. Но чтобы обеспечить безопасность движения, водителю нужна более широкая обзорность, которая достигается путем перенесения взора и составляет у здорового человека 150°. Указанную обзорность обеспечивает и конструкция современных автомобилей, но при условии, если стекла кабины будут всегда чистыми и прозрачными.

Очень важно учитывать, что хотя перемещение взора кажется мгновенным, оно занимает определенное время. Вот данные, характеризующие время, затрачиваемое водителем при ориентировке на перекрестке, сек:

  • Сдвиг глаз влево................................0,15 - 0,23
  • Фиксация глаз на левой стороне........0,10 - 0,30
  • Перевод глаз вправо..........................0,15 - 0,33
  • Фиксация глаз на правой стороне......0,10 - 0,30
  • Время полного осмотра....................0,50 - 0,56

По экспериментальным данным в условиях, когда водителю требуется осмотреть перекресток с плохой обзорностью, оценить объекты на нем, их положение и направление движения, а затем принять то или иное решение (например, можно или нельзя проехать перекресток), время на оценку и принятие решения может достигать 2,5 сек.

Время, которое затрачивает водитель на обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может приблизительно достигать 2 сек. Во всех описанных случаях внимание переключается с одного объекта на другой.

Экспериментальные наблюдения показали, что при управлении автомобилем взор водителя, примерно 78 - 80% времени направлен прямо, а 20 - 22% в других направлениях: направо, налево, на зеркало заднего вида и на приборы.

Таким образом, внимание водителя характеризуется не постоянной направленностью, а переключением взора. Чем опытнее водитель, тем рациональнее он переключает внимание.

Статистика и каталоги



Рейтинг@Mail.ru

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.