Опрокидывание автомобиля

Опрокидывание автомобилей является довольно частым дорожно-транспортным происшествием. Например, около 15% всех дорожно-транспортных происшествий в нашей стране составляет опрокидывание автомобилей.
Опрокидывание автомобиля могут вызвать следующие факторы:

  1. высокая скорость движения на крутых поворотах, а также на неблагоустроенных дорогах, где поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту,
  2. на скользкой дороге;
  3. в случае возникновения бокового заноса и резкого его прекращения;
  4. вследствие упора заднего колеса в бортовой камень или другое препятствие;
  5. резкий поворот рулевого колеса;
  6. неравномерное размещение груза в кузове автомобиля.

Основными мерами, предупреждающими опрокидывание автомобиля, являются:

  • равномерное размещение и надежное крепление груза в кузове,
  • снижение скорости,
  • плавное торможение,
  • плавные повороты рулевого колеса.

В принципе опрокидывание автомобиля происходит потому, что нарушается устойчивость движения автомобиля, что проявляется в боковом скольжении (боковом заносе) или опрокидывании автомобиля под воздействием центробежной силы или поперечной инерционной силы.

Упрощенно можно рассчитать скорость, при превышении которой автомобиль на повороте опрокидывается. Эта критическая скорость зависит от следующих основных параметров: ширины колеи, радиуса поворота, высоты центра тяжести. Для автомобилей, у которых колея передних и задних колес различная, величину ширины колеи следует принимать как среднее арифметическое.

В примере выше не учитывается ряд факторов, в том числе и то, что кузов автомобиля при движении получает крен, увеличивающий возможность опрокидывания. Большое влияние на опрокидываемость оказывает неравномерное распределение груза по ширине кузова. Это особенно может проявляться в автобусах, где стоящие в салонах пассажиры под воздействием центробежной силы перемещаются к наружному (по отношению к центру поворота) борту.

Аналогичное влияние происходит при движении автоцистерны, не полностью заполненной жидкостью. На повороте жидкость смещается к наружному краю цистерны, что также увеличивает тенденцию автомобиля к опрокидыванию.

Учитывая эти обстоятельства, необходимо отметить, что расчет по упрощенной формуле дает несколько завышенное (на 10 - 20%) значение допустимой скорости. Анализируя формулу, необходимо отметить, что чем выше расположен центр тяжести у автомобиля, тем ниже допустимая скорость движения на повороте по условиям опрокидывания. Особенно важно следить за устойчивостью автобуса при большом числе стоящих пассажиров, учитывая, что центр тяжести стоящих пассажиров расположен примерно на расстоянии метра от пола.

Не меньшее значение для возможности опрокидывания автомобиля имеет поперечный наклон дороги, в зависимости ох направления которого тенденция к опрокидыванию автомобиля может увеличиваться пли уменьшаться. Например,.если поперечный уклон направлен в сторону поворота, то на таком вираже автомобиль будет двигаться с большой устойчивостью. Необходимо подчеркнуть, что опасность представляют повороты на неблагоустроенных дорогах, где поперечный уклон направлен в сторону, противоположную повороту дороги. В этом случае получается дополнительный наклон автомобиля, возникает поперечная сила, ухудшающая устойчивость автомобиля. На таких поворотах водитель должен быть особенно осторожным.

Статистика и каталоги



Рейтинг@Mail.ru

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.