Общее понятие о проходимости автомобиля

При эксплуатации автомобиль часто должен работать с высокой производительностью в тяжелых дорожных условиях и вне дорог. Например в армии, автомобили используются не только как транспортное средство, но и как боевые машины, несущие на себе или буксирующие боевую технику, действующие в боевых порядках войск.

При эксплуатации в войсках автомобилям приходится работать в весеннюю и осеннюю распутицу, на дорогах различного состояния, в горах и на равнине, т. е. совершать движение в тяжелых дорожных условиях. Тяжелые дорожные условия характеризуются труднопроходимыми участками с различного рода препятствиями, затрудняющими или ограничивающими движение автомобиля: мягкие или скользкие дороги, крутые подъемы и спуски, канавы, большие неровности дороги, водные преграды, заболоченные участки. Для работы на таких участках автомобили должны быть как можно более проходимыми.

Проходимостью автомобиля называется способность автомобиля двигаться по бездорожью, по местности с вязкими и мягкими грунтами (песку, снегу, заболоченным участкам), а также преодолевать неровности, дорог при скользкой, обледенелой дороге и т. п.

Проходимостью должны обладать автомобили всех типов, так как для любого автомобиля может возникнуть необходимость съезда с благоустроенной дороги, проезда участков дорог, находящихся в неисправном состоянии, движения по грунтовым объездам ремонтируемых или строящихся участков дорог и мостов, движения в зимнее время по ледовым, заснеженным дорогам и т. п.

Некоторые разновидности автомобильных перевозок неизбежно осуществляются по бездорожью или при особенно тяжелых дорожных условиях. К таким перевозкам относятся, например, вывоз с полей урожая картофеля, свеклы и других культур в осенне-зимний период, вывоз на поля удобрений, обслуживание геологических работ, прокладка газопроводов и линий электропередач и другие перевозки. У применяемых в таких случаях автомобилей проходимость являемся основным эксплуатационным качеством.

Тяжелые дорожные условия отражаются на производительности автомобиля, так как средняя скорость и использование грузоподъемности резко уменьшаются.

Автомобили повышенной и высокой проходимости, специально сконструированные для работы в тяжелых дорожных условиях, могут работать без снижения производительности, несмотря на препятствия и труднопроходимые участки.

По проходимости все автомобили условно делят на три группы:

  • автомобили ограниченной проходимости: двухосные и трехосные с неведущей передней осью;
  • автомобили повышенной проходимости: двухосные и трехосные со всеми ведущими осями;
  • автомобили высокой проходимости, имеющие специальную компоновку или конструкцию:
  • четырехосные или многоосные со всеми ведущими осями, а также полугусеничные и автомобили-амфибии.

Проходимость автомобиля оценивается конструктивными параметрами и различными расчетными измерителями, устанавливаемыми по данным дорожных испытаний. К ним относятся: дорожные просветы под низшими точками автомобиля, продольный радиус проходимости, распределение веса автомобиля по осям, размер и тип шин, удельное давление шин на дорогу, коэффициент сцепления, габаритная ширина и высота автомобиля, наибольшая глубина преодолеваемого брода и др.

Статистика и каталоги



Рейтинг@Mail.ru