Скорость реакции водителя и время комплексов реакций

Еще одной очень важной характеристикой реакций и комплексов реакций является их скорость. На оценку, например, расстояний до появившегося на повороте пешехода или автомобиля требуется определенное время. Также требуется время на отдельные манипуляции с механизмами управления, на нажатие педали тормоза и т. д. Чем меньше это время, тем больше скорость реакции водителя. Время комплексов реакций складывается из времени составляющих его компонентов. Так, например, в случае появления опасности при движении автомобиля по дороге с той или иной степенью интенсивности движения, время от момента появления опасности и до момента окончания движения педали тормоза будет складываться из времени составляющих данный комплекс отдельных реакций, таких как обнаружение, различение, опознание опасного объекта, оценка расстояния до него, оценка направления и скорости его движения, т. е. время от момента появления опасности и до момента окончания движения педали тормоза будет складываться из времени составляющих данный комплекс отдельных реакций, таких как обнаружение, различение, опознание опасного объекта, оценка расстояния до него, оценка направления и скорости его движения, принятие решения, перенос ноги с педали управления дросселем на педаль тормоза, нажатие педали тормоза до окончания ее движения. Если некоторые компоненты сложных реакций осуществляются одновременно, то время общей реакции сокращается.

Режимы движения объектов

Если время переноса ноги и нажатия педали более или менее постоянно, то время на прием и обработку информации (оценка удалений, скоростей и т. д.) есть величина переменная и прямо зависит от объема и характера информации. Объем информации, в свою очередь, зависит от степени интенсивности движения на той или иной дороге. Чем больше интенсивность движения, тем большее количество информации приходится перерабатывать водителю в единицу времени, тем большим при прочих равных условиях будет время его комплексных реакций (торможение, поворот). Характер информации определяется спецификой параметров объектов среды движения, которая влияет на процесс обработки информации. Эту специфику составляют, например, скоростные режимы движения объектов. Кроме того, если водитель будет владеть минимальными способами обработки информации о среде движения и вследствие этого, например, быстро различать и опознавать объекты, определять удаленность и скорость их движения, то время его отдельных реакций и комплексов реакций будет меньше. Важным свойством реакций является также вариативность или стабильность их основных характеристик: правильности, скорости, точности. Чем меньше разброс показателей по этим свойствам, тем стабильнее реакции и меньше их вариативность.

Статистика и каталоги