Правильная посадка водителя за рулем

Работоспособность водителя в значительной степени зависит от удобства его позы. Правильная посадка водителя за рулем в кабине (см. рис. 1) вызывает наименьшую усталость и обеспечивает хорошую видимость пути, поэтому имеет очень важное значение. Удобной позы можно добиться, если тщательно подогнать подушку и спинку сиденья в соответствии с ростом и физическими данными водителя. Регулировать сиденье надо для условий работы зимой и летом. Высота сиденья и расстояние от его края до педалей управления должны подбираться так, чтобы при нажатии на педаль ноги были слегка согнуты.

Посадка водителя за рулем
Рис. 1. Посадка водителя при управлении автомобилем (пунктиром показано положение, которое стремится занять водитель при неудобной посадке, стрелками указаны напряженные части тела):
а - среднее удобное положение;
б - удобное положение при большой высоте подушек от пола;
в - удобное положение при низкой посадке;
г - неудобная высокая посадка (углы наклона пола и спинки велики);
д - неудобная низкая посадка (малы углы наклона пола и спинки);
е - неудобная средняя посадка водителя.

Если сиденье имеет слишком большую высоту или установлено слишком далеко от педалей, то, чтобы нажать на них, ноги придется вытягивать, а это быстро вызывает усталость. Водитель, стремясь облегчить работу, будет наклоняться вперед, в результате чего устанут мышцы спины и рук. Пружины в подушках и обивка должны быть исправны, что будет предохранять водителя от толчков и ударов на неровной дороге.

Неудобная или напряженная посадка водителя при управлении автомобилем вызывает быструю усталость мышц и увеличивает физические усилия при управлении педалями, снижает внимание, увеличивает время, необходимое для усвоения дорожной обстановки.

Положение рук водителя.

Водитель должен сидеть на своем рабочем месте прямо и свободно, не сгибаясь и не откидываясь сильно на спинку назад и располагаться на сиденье таким образом, чтобы хорошо видеть дорогу и удобно управлять автомобилем. Руки водителя обхватывают рулевое колесо всеми пальцами без напряжения и располагаются на расстоянии 1/3 окружности рулевого колеса одна от другой (рис. 2). Слишком сильно сжимать колесо нецелесообразно, так как руки быстро устают.

Положение рук водителя
Рис. 2. Положение рук водителя на рулевом колесе:
а - правильное;
б, в - неправильное.

Положение ног водителя.

Ноги на педаль сцепления, тормозную педаль и педаль управления дроссельной заслонкой ставятся так, чтобы каблук опирался на пол кабины. Во время движения правая нога находится на педали управлений дроссельной заслонкой карбюратора, а во время торможения переносится на педаль тормоза. Левая нога опирается на пол слева от педали сцепления и при надобности переносится на педаль сцепления или на кнопку ножного переключателя света. Держать ногу на педали, когда не пользуются сцеплением, не следует, так как незаметно для себя водитель во время движения будет постоянно нажимать на педаль, и это приведет к ускоренному износу выжимного подшипника.

Одежда не должна стеснять движений водителя, Не рекомендуется сильно затягиваться ремнем или поясом. Садясь за руль, надо выбирать удобное положение, одежда не должна мешать свободной посадке водителя.